2 / 6 813
Версия для печати
Обзор игр на двух кассетах от компьютера "Байт"
Состав программ на кассетах был непостоянен в течение всего времени выпуска компьютера "Байт". На данный момент известно о двух разновидностях кассет для "Байта". Первая из них датируется приблизительно от конца 1989 года до конца 1990-го и примерно соответствует времени выпуска "Байта" так называемой "старой" конфигурации (с серийными номерами от 1 до 7600). Кассетами второй разновидности комплектовались "Байты" выпуска примерно от конца 1990 года и до 1995-1996 годов. Этих кассет, естественно, абсолютное большинство.
Программы на "старых" кассетах:
Обложка кассеты с программами для Байта
Обложка кассеты с программами для Байта
Обложка кассеты с программами для Байта
Кассета 1
|
Кассета 2
|
Сторона 1
|
Сторона 1
|
Эксолон
|
Airwolf II
|
Собрать Буран
|
Manic Miner
|
Агропром
|
Full Throttle
|
Коля сапёр
|
|
Сторона 2
|
Сторона 2
|
Настольный биллиард
|
Boulder Dash
|
Опасный полёт
|
Krakout
|
Повар
|
Super Chess 3.5
|
Chucky Egg
|
|
Копировщик программ
|
|
Список программ и их заставки на "новых" кассетах:
Кассета 1
|
Кассета 2
|
Сторона 1
|
Сторона 1
|
Агропром
|
Копировщик программ
|
Художник
|
Airwolf II
|
Арканоид
|
Manic Miner
|
Собрать Буран
|
Full Throttle
|
Шахматы
|
Boulder Dash
|
Эксолон
|
Chucky Egg
|
Сторона 2
|
Сторона 2
|
Обучающая программа
|
Зинапс
|
Коля сапёр
|
Krakout
|
Опасный полёт
|
Настольный биллиард
|
Повар
|
Gunfright
|
Воздушный ас
|
World Series Basketball
|
Как видно, есть различия в составе программ для "старых" и "новых" кассет. На "новых" кассетах появились программы, которые к этому времени смогли русифицировать или написать. Итак, появились программы Художник, Арканоид, Обучающая программа, Зинапс, Gunfright, Воздушный ас и Баскетбол.
На "старых" кассетах копировщик был записан в самом конце кассеты. Это неудобно, обычно подобные программы размещают с начала ленты, чтобы их было легко искать - перемотал кассету на начало и пользуйся. В "новых" кассетах эту особенность учли, и теперь копировщик располагается с начала кассеты.
Отличия в реализации программ:
Художник. Представляет собой русифицированный Art Studio с возможностью выбора управления.
 
В меню выбора управления сделана зачётная анимация, в которой инструменты из программы (кисть и распылитель) "зажигают" в танце под "ламбаду". Музыка играет на встроенном в компьютер синтезаторе на КР580ВИ53.
Вот этот видеоролик:
Заставка программы ″Художник″
Super Chess 3.5. На "старых" кассетах записана без защиты с церикопиком, без краткого описания, заставка оригинальная, как на фирменной версии. На "новых" кассетах эта программа называется "Шахматы", добавлено описание, защита, заставка нарисована своя собственная.
Копировщик (TF-Copy86). На "старых" кассетах записан как в оригинале, без описания. На "новых" кассетах к нему добавлено краткое описание команд.
Chucky Egg. На всех версиях кассет название программы с ошибкой. Настоящее название этой игры - Chuckie Egg (оно есть на заставке).
Программы (кроме "обучающей программы") - это самые обычные игры для Спектрума. Некоторые русифицированы и снабжены новыми заставками.
Например, аналоги:
Копировщик программ - TFCopy86
Агропром - PSST
Художник - Art Studio
Арканоид - Batty
Собрать Буран - Jet Pac
Эксолон - Exolon
Коля сапёр - Bomb Jack
Зинапс - Zynaps
Для Байта существуют и
другие кассеты, с логотипом "церикопик".
Особенности некоторых игр с "байтовских" кассет:
"Собрать Буран"
В игре применяется весьма странный способ опроса клавиатуры, типа такого:
LD A,#FB
OUT (#FD),A
IN A,(#FE)
В результате на компьютерах с расширенной памятью до 128К и более игра может зависать (всё зависит от способа дешифрации порта #7FFD в схеме расширения памяти компьютера). В то же время на "Байтах" с памятью 48К всё работает отлично, потому что порт #FD там отсутствует.
В данном примере для чтения значения порта #FBFE почему-то значение старшего байта адреса порта посылается в порт #FD, что совершенно излишне. Команду OUT (#FD),A можно спокойно убрать без потери работоспособности игры (в моей дисковой версии игры для "Байта" этот баг исправлен).
"Эксолон"
Игра по содержимому ПЗУ определяет, на каком компьютере она запущена (48К или 128К) и считает, что для 128К компьютера установлен AY и, соответственно, выводит звук только на него. Эта особенность не только "Байтовской" версии игры, но и оригинальной версии.
"Airwolf-II"
Исходная для адаптации к "Байту" игра, похоже, изначально была скинута на ленту при помощи мультифейса. В таком виде она и вошла в кассету. Вместо заставки - стартовое меню, схожая с "мультифейсными" программами структура загрузки (когда скидывается на ленту всё содержимое памяти компьютера).
"Воздушный ас" и "Зинапс"
Для генерации русского шрифта в игре используется русский шрифт из ПЗУ "Байта". Поэтому если запускать эту игру не на "Байте", то вместо русского шрифта будет мусор на экране.
"Gunfright"
Нормально работает только в режиме 48К. Это не глюк именно "Байтовской" версии, фирменная игра работает точно так же.
Дисковые версии игр для "Байта"
В процессе работы по адаптации программ с кассет к ROM-диску удалось адаптировать все программы для загрузки в среде TR-DOS. Ссылка на скачивание архива с играми находится в конце этой страницы.
Неадаптированным остался только копировщик, но это точь-в-точь TFCopy'86, и его можно спокойно найти в интернете.
Напомню, что обучающая программа и игры "Воздушный ас" и "Зинапс" требуют наличия оригинального ПЗУ "Байта", поэтому при запуске на других "Спектрумах" в этих программах вместо кириллицы будет мусор.
Скачать игры для "Байта" можно на отдельной
странице сайта.
А если интересно узнать о том, можно ли "Байтовские" игры загружать на других "спектрумах", читаем следующую страницу.