Spectrum-совместимые компьютеры «Байт»,«Байт-01» и прочие раритеты

1 / 264

Помыслище-Дегтярёвка-Ратомка (19-Apr-2014)

Для начала немного справочных и исторических данных...

"Западный обход" представляет собой ж/д ветку, обходящую Минск с западной стороны и дающую возможность направлять составы, следующие из Молодечно прямо на Осиповичи или Минск-Сортировочный, минуя проезд состава через весь город.

Начинается от ст.Крыжовка и идёт на юг, через ж/д станцию Дегтярёвка к станции Помыслище. Протяжённость участка порядка 20 км. Как видно, для пешего похода это не очень большое и вполне доступное расстояние.

ж/д ветка была проложена в 1969 году. На самом раннем имеющемся у меня спутниковом снимке г.Минка за октябрь 1964 года (к сожалению совсем не помню откуда я его взял, где-то с форума Esmasoft) ветки ещё нет, зато чётко виден овраг возле ст.Помыслище, по которому она ныне проложена:

Интересно, но по топографическим картам (состояние местности на 1983-1984 годы) ж/д ветка изначально была однопутная. И лишь потом был проложен второй путь от ст.Помыслище до ст.Дегтярёвка. Однако я пока не нашёл никакой информации по этому вопросу.

В 2004 году ж/д ветка была электрифицирована. Пуск участка состоялся 30 июля 2004 года. К сожалению ссылка на сайт железной дороги не работает, поэтому текст новости сохранился только на форуме Esmasoft:

"В канун профессионального праздника – Дня железнодорожника откроется еще один электрифицированный участок Белорусской железной дороги Помыслище – Дегтярёвка - Крыжовка, протяженностью 19 км.

Для Минской дистанции электроснабжения этот участок станет 1000 километром развернутой длины контактной подвески.

Нормативный срок строительства для выполнения этих работ составлял 18 месяцев, но, несмотря на трудности, которые испытывает дистанция в высококвалифицированных кадрах, все было выполнено за 8 месяцев. Работы велись без выходных.

В строительстве, кроме Минской дистанции электроснабжения участвовало УП «Белтрансстрой» в лице СМП-738 и УП «Белтрансавтоматика».

В ближайшее время по этому участку планируется пустить пригородные электропоезда."

Однако за прошедшие 10 лет пригородные поезда так и не пустили :)

Если поискать среди старых спутниковых снимков Google Maps, один из первых хорошо детализированных снимков Минска как раз относится к апрелю 2004 года. Этот снимок частично захватывает кусок обхода рядом со ст.Помыслище:

Снимок 2004 года, архив Google Earth

Как видно, столбы опор контактной сети установлены совсем недавно - вокруг них хорошо видна подсыпка из песка.

А 11 ноября 2011 года на участке открылась ещё одна станция - Дегтярёвка-Техническая (с 31 марта 2014 года переименована в "Богатырёво" по названию близлежащей деревни). Строительство станции было начато в 2009 году и продолжается до сих пор. Планируют всё сделать до конца в 2015 году.

На станции отстаиваются пассажирские составы, что позволило разгрузить ст.Минск-Пассажирский.

Далее по тексту будет упоминаться старое название станции "Дегтярёвка-Техническая" как более привычное и ласкающее слух :) По-моему "Богатырёво" как-то не звучит...


Всё это для меня очень интересно, и желание посетить вышеупомянутые места очень велико. В качестве разведки я ходил пешком до ст.Дегтярёвка-техническая ещё осенью прошлого года. Однако в то время сделать нормальную фотосессию никак не получалось - темнело слишком рано. Поэтому полноценный поход пришлось отложить до весны. И вот, наконец удалось найти свободный день и спланировать путешествие.

Месяц апрель ещё важен в том плане, что примерно в апреле 2004 года делалась электрификация всей ж/д ветки от ст.Помыслище до ст.Крыжовка. Так что поход по этой ветке в апреле был как нельзя кстати. 10 лет, как-никак.

В день похода компанию мне согласился составить Trainer, за что ему отдельная благодарность :)

Итак, утром электричка доставила нас на ст.Помыслище. Традиционно по станции большое движение составов как пассажирских, так и грузовых, в том числе с/на западный обход.

Состав, ведомый электровозом БКГ, отправляется на Дегтярёвку
Состав, ведомый электровозом БКГ, отправляется на Дегтярёвку

Примерно в километре от станции пути расходятся.

Слева - путь на Барановичи. Справа - на Дегтярёвку.
Слева - путь на Барановичи. Справа - на Дегтярёвку.

Как я уже упоминал, движение составов большое.

Маневровый локомотив ТМЭ тянет пассажирский состав в отстой на Дегтярёвку-Техническую.
Маневровый локомотив ТМЭ тянет пассажирский состав в отстой на Дегтярёвку-Техническую.

Слева - грузовой состав с Дегтярёвки ждёт своей очереди перед входным светофором на станцию Помыслище.
Слева - грузовой состав с Дегтярёвки ждёт своей очереди перед входным светофором на станцию Помыслище.

Из-за такого оживлённого движения на станции Помыслище (а то и перед станцией, как на фото выше) частенько стоят составы в ожидании, пока освободится путь.

Грузовой состав следует на Минск-Сортировочный
Грузовой состав следует на Минск-Сортировочный

Входные светофоры на ст.Помыслище со стороны Дегтярёвки - ЧС и ЧСД (для неправильного пути)
Входные светофоры на ст.Помыслище со стороны Дегтярёвки - ЧС и ЧСД (для неправильного пути)

Составы снуют взад-вперёд один за одним :)

ТЭП70-322 тянет пассажирский состав в отстой.
ТЭП70-322 тянет пассажирский состав в отстой.

Едва пассажирский состав миновал входной светофор Дегтярёвки-Технической, как вслед ему оперативно пустили грузовой:

Грузовой состав на Дегтярёвку.
Грузовой состав на Дегтярёвку.

Автомобильная дорога на Барановичи и проходной светофор.
Автомобильная дорога на Барановичи и проходной светофор.

Проходя по путям под мостом в дождливую погоду нужно быть осторожным - водосточная труба, собирающая всю воду с моста, имеет излом, как раз расположенный над контактным проводом (правый путь, если смотреть на фотографию выше). В итоге вся вода с трубы выливается вниз прямо на контактку (или очень близко к ней). Может и током убить, если сильно не повезёт и попасть под водопад. К сожалению сфотографировать место с трещиной сложно, т.к. под мостом темно, и встроенная в фотоаппарат вспышка просто "не добивает" до трубы.

Очередной грузовой состав и предвходной светофор на станцию Дегтярёвка-Техническая.
Очередной грузовой состав и предвходной светофор на станцию Дегтярёвка-Техническая.

Через километр-полтора после моста есть малопосещаемый переезд. Через него редко кто ездит. Дорога грунтовая, во время дождей вообще превращается в болото. Осенью в слякоть я тут спасался только тем, что шёл по краю ж/д пути - иначе проваливался в грязь чуть ли не по колено. Тут же стоит очередная пара светофоров - проходной на Помыслище и предвходной на станцию Дегтярёвка-Техническая:

Предвходной светофор на станцию Дегтярёвка-Техническая.
Предвходной светофор на станцию Дегтярёвка-Техническая.
Предвходной светофор на станцию Дегтярёвка-Техническая.

С переезда открывается неплохой вид на Малиновку:

Панорама микрорайона Малиновка.
Панорама микрорайона Малиновка.

Пока предыдущий грузовой состав проезжал через Дегтярёвку-Техническую, тепловоз ТЭП70-322 успел затянуть пассажирский состав в отстой, отцепиться, поменять кабины, и теперь бодро возвращается домой (на Минск-Пассажирский или Минск-Сортировочный):

ТЭП70-322 возвращается с Дегтярёвки-Технической.
ТЭП70-322 возвращается с Дегтярёвки-Технической.

Если вы успели присмотреться - локомотив едет обратно по неправильному пути. Вообще все пассажирские составы и локомотивы, следующие с Дегтярёвки-Технической на Помыслище вынуждены ехать по неправильному пути, т.к. особенность расположения этой станции заключается в том, что у неё есть выезд в сторону Помыслище только на один путь перегона. На самом перегоне и рядом со станцией нет стрелок, чтобы "перебросить" состав на правильный путь.

Для наглядности я начертил расположение путей и известных мне светофоров в районе станции Дегтярёвка-Техническая:

Схема ж/д путей в районе ст.Дегтярёвка-Техническая.
Схема ж/д путей в районе ст.Дегтярёвка-Техническая.

Теперь, взглянув на схему, сразу становится ясно, почему пассажирские составы на Помыслище пускают по неправильному пути.

Перед станцией Дегтярёвка-Техническая пути перегона расходятся в разные стороны.
Перед станцией Дегтярёвка-Техническая пути перегона расходятся в разные стороны.

Путепровод над дорогой к авторынку в Малиновке.
Путепровод над дорогой к авторынку в Малиновке.

Тут находится последнее место маршрута, где ещё можно "соскочить" и выбраться к цивилизации с городским общественным транспортом: направо по дороге через километр будет авторынок в Малиновке и кольцевая, где можно сесть на что-нибудь и свалить домой :)

Однако такая заманчивая перспектива нас мало волнует, и мы смело идём на ст.Дегтярёвка-Техническая:

Входной светофор на ст.Дегтярёвка-Техническая.
Входной светофор на ст.Дегтярёвка-Техническая.

Первая стрелка ст.Дегтярёвка-Техническая.
Первая стрелка ст.Дегтярёвка-Техническая.

В этом месте въезд на станцию идёт по отклонению от главного пути, а сам главный путь будет сворачивать вправо в обход станции. Как видно, станционные пути без электрификации.

На подъездных путях работает ЧМЭ3.
На подъездных путях работает ЧМЭ3.

Главный путь уходит вправо в обход станции.
Главный путь уходит вправо в обход станции.

Справа от главного пути виден длинный подъездной путь, ведущий в промзону (промзоны предприятий, коих тут зело много). Как ни странно - подъездной путь относится к станции Дегтярёвка, и в данном месте (в районе станции Дегтярёвка-Техническая) никак не соединяется с главными путями. Такое вот тут соседство границ двух станций :)

Въезд в парк ст.Дегтярёвка-Техническая.
Въезд в парк ст.Дегтярёвка-Техническая.

Как видно, тут всё аккуратно огорожено, стоит будка с охраной. Всё по-серьёзному :) Ворота справа от будки открыты для приёма очередного пассажирского состава:

Очередной пассажирский состав въезжает на ст.Дегтярёвка-Техническая.
Очередной пассажирский состав въезжает на ст.Дегтярёвка-Техническая.

Тётка в оранжевой жилетке с жёлтым флагом встречает поезд. Желтый флаг означает, что поезд принимают на бокой путь с остановкой.

Станцию можно обойти справа и слева. Справа, хоть это и ближе к территории станции, идти не очень удобно, т.к. пути ограждены слева и справа забором, и в случае появления поезда (или путейцев :) сбежать будет некуда. Поэтому обходим станцию по левому (второму главному) пути. Сворачиваем к преезду. Кстати, за переездом находится д.Богатырёво. Та самая, по имени которой в этом году переименовали Дегтярёвку-Техническую.

Ж/д переезд возле д.Богатырёво.
Ж/д переезд возле д.Богатырёво.

Вспомнилось по поводу переименования станции... Ещё осенью на Degen слушал ПРС, и постоянно упоминалась станция "Техническая". Ныне станция упоминается в двух именованиях: "Богатырёво" и почему-то "Дегтярёво" (не "Детгярёвка", а именно "Детгярёво"). Причём одновременно. Такое ощущение, что на станции два поста ЭЦ с отдельными ДСП. Либо всё до банального просто, если у дежурной по станции фамилия "Дегтярёва", к примеру. Если мне память не изменяет, по регламенту дежурный по станции должен называть свою фамилию. Как оно на самом деле можно было бы выяснить, если посидеть хотя бы полдня и послушать ПРС, но на это нет времени...

Идём вдоль второго главного пути. На основаниях опор контактной сети находим привет от строителей, делавших электрификацию участка 10 лет назад:

Привет от строителей :)
Привет от строителей :)

Время от времени проходят поезда с Дегтярёвки:

БКГ1-001 с составом едет на Помыслище.
БКГ1-001 с составом едет на Помыслище.

Мы фотографируем, машинисты сигналят. Только не очень ясно - или это они негодуют, или просто предупреждают, чтобы мы ненароком под локомотив не сунулись, или просто приветствуют... Мы же со своей стороны стараемся при появлении поезда отойти подальше от рельсов, чтобы не нервировать машинистов.

Вообще в этих местах и особенно в это время года хорошие виды на окружающую природу:

Цветы на камнях.
Цветы на камнях.

Местность тут занижается, постоянно стоит вода, а воде - деревья:

Деревья в воде.
Деревья в воде.

Специально для ж/д эстетов есть вариация предыдущей фотографии: деревья в воде + железная дорога :)

Дегтярёвка-Техническая
Дегтярёвка-Техническая

Просто красивая природа.
Просто красивая природа.
Ещё несколько фотографий с природой.

И просто хорошие виды станции:

Дегтярёвка-Техническая
Дегтярёвка-Техническая

Панорама части станции:

Панорама ст.Дегтярёвка-Техническая.
Панорама ст.Дегтярёвка-Техническая.

Как видно, станция активно строится:

Строительство административно-бытового корпуса
Строительство административно-бытового корпуса

Наконец выходим к северной части станции:

Северная часть ст.Дегтярёвка-Техническая.
Северная часть ст.Дегтярёвка-Техническая.
Северная часть ст.Дегтярёвка-Техническая.

Северная часть ст.Дегтярёвка-Техническая.
Северная часть ст.Дегтярёвка-Техническая.
Северная часть ст.Дегтярёвка-Техническая.

Эта часть станции ещё до конца не застроена. Однако уже готов тупик для локомотивов. Стрелки тут ручные (или пока что ручные). Как видно в этой части станции нет выезда на первый главный путь. Зато есть выезд на второй путь :)

Выезд со станции Дегтярёвка-Техническая на второй главный путь перегона. Справа виден первый главный путь.
Выезд со станции Дегтярёвка-Техническая на второй главный путь перегона.
Выезд со станции Дегтярёвка-Техническая на второй главный путь перегона.

Через этот выезд со станции тягают "лишние" составы на отстой в Дегтярёвку.

Выходим снова на второй главный путь. Интересный светофор - это входной на станцию Дегтярёвка-Техническая по неправильному пути. Прикол в том, что метров через 100 от него станция заканчивается :) Вдали виден входной светофор:

Входной на станцию Дегтярёвка-Техническая по неправильному пути.
Входной на станцию Дегтярёвка-Техническая по неправильному пути.

Въезд на ст.Дегтярёвка-Техническая со стороны Дегтярёвки.
Въезд на ст.Дегтярёвка-Техническая со стороны Дегтярёвки + входной светофор.
Въезд на ст.Дегтярёвка-Техническая со стороны Дегтярёвки.

Вдоль главных путей идёт подъездной путь в промзоны различных предприятий. Это тот самый длинный-предлинный подъездной путь, относящийся к станции Дегтярёвка, хотя по географическому расположению он находится в районе ст.Дегтярёвка-Техническая:

Подъездные пути в промзону. Справа - тот самый "главный" подъездной путь, идущий вдоль всей станции Дегтярёвка-Техническая.
Подъездные пути в промзону.
Подъездные пути в промзону.

На подъездных путях ЧМЭ3 бодро тягал вагоны, и, наконец, малым ходом потянул их на станцию. Поезд ехал так медленно, что прямо подмывало догнать и доехать на последнем вагоне до станции. Однако остановило то, что надо было пройти перегон и сфотографировать что-нибудь интересное. Так что с огромным сожалением отказываемся от развлечения.

Состав с подъездных путей удаляется в сторону ст.Дегтярёвка.
Состав с подъездных путей удаляется в сторону ст.Дегтярёвка.

До станции Дегтярёвка отсюда не так далеко, как я думал - об этом говорит предвходной светофор:

Предвходной светофор на станцию Дегтярёвка.
Предвходной светофор на станцию Дегтярёвка.

Тут же встречается уже недействующий проходной светофор в сторону ст.Помыслище. Почему недействующий? Дело в том, что до постройки ст.Дегтярёвка-Техническая он вполне действовал и вписывался в общую нумерацию проходных светофоров. Но после постройки станции совсем недалеко от этого проходного светофора появился входной на станцию Дегтярёвка-Техническая. 10-й проходной светофор вполне можно было бы сделать и предвходным, но он расположен неприлично близко от входного светофора, поэтому его отключили. Пичалька :(

Неработающий проходной светофор 10 в сторону ст.Помыслище
Неработающий проходной светофор 10 в сторону ст.Помыслище
Неработающий проходной светофор 10 в сторону ст.Помыслище

Но через полкилометра установили новенький предвходной светофор на станцию Дегтярёвка-Техническая.

Предвходной светофор на станцию Дегтярёвка-Техническая со стороны Дегтярёвки.
Предвходной светофор на станцию Дегтярёвка-Техническая со стороны Дегтярёвки.

Немного отойду от темы. Через год (май-июнь 2015) неработающий светофор 10 всё-таки убрали. Фото сделано 13 июня 2015 - светофор стоял там, где справа остался коммутационный шкаф.

Светофор 10 уже убрали
Светофор 10 уже убрали
Светофор 10 уже убрали

Вскоре главные пути и длинный подъездной путь сходятся максимально близко друг к другу. Вдали уже виднеется станция Дегтярёвка.

Вдали виднеется станция Дегтярёвка.
Состав следует на Помыслище.
Понемногу подходим к станции Дегтярёвка.

Справа со стороны Минска можно наблюдать экзотические виды с коровами на фоне многоэтажек:

Коровы и многоэтажки в Сухарево.
Коровники на фоне ТЭЦ-4.
Коровы и городские виды.

Если присмотреться, на самой правой по снимку трубе ТЭЦ-4 видна передающая антенна минской радиостанции "Мелодии Века" на частоте 96.2 МГц. Мощность - 1 кВт (на фотографии ниже антенна показана стрелкой):

Наконец доходим до входных светофоров станции Дегтярёвка:

Входные светофоры ст.Дегтярёвка
Входные светофоры ст.Дегтярёвка

Чуть дальше стоит маневровый светофор для подъездного пути в промзону. Там же и знак "Граница подъездного пути":

Начало подъездного пути в промзону.
Начало подъездного пути в промзону.

В Дегтярёвке отстаиваются два пассажирских состава. Ихняя приписка не ЛВЧ-1, поэтому на Дегтярёвку их не пускают на отстой :)

Пассажирские составы остаиваются на ст.Дегтярёвка.
Пассажирские составы остаиваются на ст.Дегтярёвка.

На станции очень маленькая платформа. Оно-то и верно - зачем на грузовой станции большая платформа? Но всё равно очень необычно...

Платформа на ст.Дегтярёвка.
Платформа на ст.Дегтярёвка.

Пост ЭЦ ст.Дегтярёвка.
Пост ЭЦ ст.Дегтярёвка.

На выезде со станции стоит тот самый ЧМЭ3, который тянул состав из промзоны:

ЧМЭ3