Spectrum-совместимые компьютеры «Байт»,«Байт-01» и прочие раритеты

1 / 635

Барановичи-Полесские-Боровцы-ст.Грицевец-ст.Лесная (1-Nov-2014)

Очередной большой поход решено было посвятить Барановичам, а именно совершить тур по южной окраине города, обойти его до ст.Боровцы и пройтись вдоль путей до ст.Грицевец, и, если будет настроение и силы, дойти до ст.Лесная.

Учитывая предполагаемое довольно-таки большое расстояние для пешего похода (по предварительным подсчётам порядка 40 км) желающих совершить со мной это безумое мероприятие не нашлось. Пришлось ехать одному. Итак, рано утром выезжаю из Минска электричкой в Барановичи. По дороге имеет смысл выспаться, т.к. потом придётся "топать" очень долго и упорно.

Хмурое холодное туманное утро. ст.Барановичи-Полесские. Неуютно.

ст.Барановичи-Полесские
ст.Барановичи-Полесские
ст.Барановичи-Полесские
ст.Барановичи-Полесские
ст.Барановичи-Полесские
ст.Барановичи-Полесские
ст.Барановичи-Полесские
ст.Барановичи-Полесские

Однако надо идти, поэтому, попутно осмотрев паровоз-памятник перед вокзалом, иду в сторону ближайшей городской окраины, а именно к выезду на Русино.

Обычно возле паровоза полно мусора, оставленного всякими быдлами, но нынче всё чисто. Паровоз пользуется некоторой популярностью - его любят фотографировать туристы. Даже в такое мерзкое утро его кто-то фотографировал кроме меня.

Двигаюсь по ул.Фроленкова. После жилых домов по левую сторону идут подъездные пути на какие-то склады.

Сразу за подъездными путями начинается лес, в котором раньше были расположены какие-то военные склады (склады и сейчас есть, только в размерах сильно уменьшились). Лет 10 назад тут всё было огорожено забором и ходили часовые, сам видел. А нынче это просто лес. К складам вёл отдельный подъездной путь, который несколько лет назад был полностью разобран за ненадобностью, однако ещё сохранились некоторые его следы пересечения с улицей Фроленкова:

Следы ж/д ветки на склады
Следы ж/д ветки на склады
Следы ж/д ветки на склады
Следы ж/д ветки на склады

Вот как был расположен этот ныне разобранный путь на старых топографических картах (показан красной стрелкой):

Красной стрелкой показан ныне разобранный подъездной путь

Вдоль правой части улицы расположена база отстоя пассажирских составов. С недавних времён она типа огорожена забором, однако эта ограда чисто символическая - ходи кто хочешь и куда хочешь :)

База отстоя пассажирских составов
База отстоя пассажирских составов
База отстоя пассажирских составов
База отстоя пассажирских составов
Убитый вагон
Убитый вагон
Убитый вагон
Убитый вагон

Крайний вагон совсем плох. Выбитые окна. Неясно - его на слом тут держат или всё же будут восстанавливать. Но всё равно как-то мрачновато.

Перехожу через ж/д переезд

и оказываюсь возле пункта мойки вагонов.

Пункт мойки вагонов
Пункт мойки вагонов
Пункт мойки вагонов
Пункт мойки вагонов
Пункт мойки вагонов
Пункт мойки вагонов
Пункт мойки вагонов
Пункт мойки вагонов

Сюда загоняют также электрички, поэтому на вытяжном пути есть электрификация.

Далее грунтовая дорога идёт вдоль ж/д путей. Дорога хорошо наезжена, т.к. она идёт на дачи. Вскоре по правую сторону от дороги начинается забор из колючей проволоки - это территория 61-й авиабазы.

Проволока увешана желтыми табличками с грозными надписями для тех, кто вздумает прогуляться по территории авиабазы:

Для тех, кто с первого раза не понял, повешено ещё одно предупреждение с более полным разъяснением анальных кар, которым будет подвергнут нарушитель:

Впрочем список последствий явно неполон, т.к. в том месте, где висит этот листок, находится одна из неплохо охраняемых стоянок самолётов, поэтому соваться сюда категорически не рекомендуется. Можно получить живительных **здюлей от охраны и только потом попасть на штраф, когда вояки сдадут на руки полицаям. Уж лучше полюбоваться летательными аппаратами из-за забора, благо это не воспрещается. Жаль, что сегодня эта стоянка пуста, поэтому смотреть не на что.

Грунтовая дорога на всём протяжении периодически перегорожена бетонными плитами:

Плиты тут оказались совсем недавно. По крайней мере два года назад их не было. Подозреваю, что их положили накануне очередных учений, дабы не пущать любопытных. Дачники негодуют. Впрочем, как видно по фотографии, плита вовсе не препятствует проезду - машины объезжают её сбоку.

Как я уже говорил параллельно дороге идёт железная дорога. Справа от предвходного светофора - указатель перегрева букс.

Железнодорожная насыпь в этом месте довольно высокая, растительность вдоль неё вырублена, потому как в этом месте располагается торец ВПП аэродрома. Поэтому отсюда хорошо просматривается всё то, что не видно снизу, из-за забора.

Сюда, конечно, лучше попасть в полётный день, когда над головой проносятся самолёты. Красиво и интересно. И фотографии хорошие получаются, как, например, этот заходящий на посадку красавец СУ-27, борт №31, если кому интересно (фото сделано не сегодня):

Вообще тут, на насыпи, часто собираются любители посмотреть (и пофотографировать) полёты.

С другой стороны насыпи через дорогу просматривается здание приводного радиомаяка (БПРМ) или, как его ещё называют "ближний привод".

Там же на полосе от привода до торца ВПП "натыканы" посадочные огни красного цвета:

Они располагаются не только на территории аэродрома, но и за его пределами, так что можно спокойно подойти и посмотреть на них без риска подвергнуться анальным карам :)

С южной стороны авиабаза граничит с дачным посёлком Грабовец. Вообще-то это когда-то была деревня, но потом рядом с ней стали строить дачи, и сейчас дачных домов куда больше, чем оставшихся деревенских хаток. Стоянки для самолётов располагаются прямо через забор от дач. Таким образом счастливые обладатели домика в деревне могут не сходя с крыльца смотреть на самолёты :) На стоянке нынче простаивают СУ-27, снятые с эксплуатации в 2013 году в связи с истечением ресурса.

СУ-27
СУ-27
СУ-27
СУ-27

На данный момент их судьба ещё решается - списать/продать/модернизировать. Вроде по последним слухам их собирались модернизировать.

В перелеске, отделяющем аэродром от дач, много стихийных свалок. Мусор надо куда-то девать, поэтому не долго думая его валят прямо в лес. На одном из таких мусорников нашёлся почти целый разобранный телевизор :)

Как я уже говорил, Грабовец считается за деревню, поэтому несмотря на малое количество коренного населения сюда приезжает автолавка. Не поверите, но это - центр деревни, тут даже есть разворотное кольцо для автомобилей.

Белорусский флаг. Патриотично.

В подтверждение того, что Грабовец - это деревня, на выезде стоит знак:

Если немного присмотреться, то видно, что надпись "Грабовец" сделана поверх слова "Жемчужный" (это посёлок, находящийся недалеко от Барановичей).

Дальше дорога уходит в сторону от авиабазы, и я направляюсь ещё на один интересный объект - бывшие стоянки самолётов 203-го ТБАП (тяжёлого бомбардировочного авиаполка). Грунтовая дорога неприметно раздваивается.

Правая дорога ведёт к стоянкам. Через несколько минут выхожу на бетонку.

Бывшие самолётные стоянки находятся справа. А дорога, идущая прямо, вымощенная бетонными плитами, ведёт ещё к одному очень интересному объекту. В 12 км отсюда, если ехать по этой бетонке никуда не сворачивая, находится бывшая база хранения ядерного оружия. Расположена возле д.Млынок, поэтому её так и называют - "Млынок":

Млынок

На старых топографических картах сей объект для маскировки обозначен как пионерлагерь :)

Самолёты ТУ-22 203-го ТБАП могли нести на борту тактическое ядерное оружие. Сами боеголовки хранились и обслуживались в "Млынке" и, при необходимости, доставлялись по бетонке к самолётам.

Про "Млынок" в этом отчёте рассказывать не буду - его посещение заслуживает отдельной статьи. Скажу лишь, что подобных баз хранения на территории страны как минимум ещё несколько штук (возле авиабаз Щучин, Бобруйск, Быхов и вроде где-то возле Зябровки). На данный момент объект полностью заброшен и разграблен. Однако туда вполне можно съездить и посмотретьУже не получится. По состоянию на август 2015 объект выкуплен и планируется для использования в неких хозяйственных целях. Вход в него закрыт. "как всё было в то время", в особенности на подземное хранилище боеголовок.

Однако вернусь к стоянкам самолётов.

Бывшие стоянки 203-го ТБАП

Плиты бетонки относительно неплохо сохранились.

В некоторых местах неровности и сколы плит заделаны:

Стоянки хоть и заброшены, но длинную бетонку (общая протяжённость порядка 2300 метров) используют для автогонок, поэтому по мере возможности стараются держать в приличном виде. Кстати, раньше около 10 лет назад бетонку перегораживали в нескольких местах плитами, чтобы не гоняли на машинах. На старом спутниковом снимке (осень 2005 года) эти плиты чётко видны:

Бетонка перегорожена блоками

Возле стоянок когда-то было подземное хранилище топлива. Представляло собой огромное количество бочек, частью закопанных в землю, частью стоящих на земле. После того, как стоянки были заброшены, их начали грабить. Не стало исключением и хранилище. Бочки - это металл. Много металла. Делов-то выкопать их, распилить и сдать в утиль.

Несколько лет назад бочки ещё были. Они уже были выкопаны и поэтому хорошо видны на спутниковом снимке:

Хранилище топлива (снимок 2005 года)

На старых фотографиях виден процесс постепенного уменьшения количества бочек год от года:

бочки для топлива
бочки для топлива
бочки для топлива
бочки для топлива
бочки для топлива
бочки для топлива
бочки для топлива
бочки для топлива

На данный момент всё, что можно было выкопать - выкопано. Не осталось ничего. О хранилище топлива напоминает только специфический запах горючего.

Недалеко от хранилища когда-то стоял дом (то ли для отдыха лётчиков, то ли для обслуживающего стоянки персонала). Он виден на спутниковом снимке выше. На данный момент здание снесено и от него ничего не осталось кроме посаженных возле входа ёлок:

Сами укрытия для самолётов представляют собой обычные стоянки, обвалованные с боков и сзади землёй и облицованные бетонными плитами:

стоянки для самолётов
стоянки для самолётов
стоянки для самолётов
стоянки для самолётов

Ныне облицовку понемногу снимают. Плиты хорошие, наверное кому-то на дачу очень нужно.

Панорама самолётных стоянок:

203-й ТБАП располагался в Барановичах с 1955 года (сначала на ТУ-16, потом с 1960-го получил ТУ-22). После развала СССР в 1994 году полк перебазировали в Энгельс, где все ТУ-22 полка были порезаны. Пичалька.

Можно посмотреть по старым фотографиям как выглядели стоянки раньше, когда тут кипела жизнь. У меня таких фотографий нет, а в интернете, к сожалению, я нашёл только фотографии аналогичных стоянок в Мачулищах и Зябровке:

ТУ-22К 121-го ТБАП в Мачулищах (1993)

ТУ-22У 121-го ТБАП в Мачулищах (1993)

Впечатляет. Больше фотографий можно посмотреть здесь.

А вот про 203-й ТБАП есть целый любительский небольшой фильм: Полёты в 203-м ТБАП (снято 7 августа 1991 года). Там же в некоторых моментах видны те самые стоянки, где я сейчас нахожусь.

Если честно, мне жаль, что такую красоту порезали на кастрюли. По мне так тут было гораздо лучше, когда всё летало.

От стоянок к авиабазе ведёт длинная бетонка (около 2-х километров длиной):

В бетонке организован так называемый "карман", чтобы два самолёта могли разминуться:

карман

В конце-концов бетонка выходит к аэродрому. Когда-то давно тут не было забора, и можно было свободно пройти к торцу ВПП. Туда даже ездили на машинах и мотоциклах, сам видел. Потом это безобразие пресекли и поставили ограду:

Через ограду видны сиротливо стоящие возле ТЭЧ 10 штук СУ-24М:

У них совсем печальная история. До 2010 года они летали, как все нормальные самолёты. Базировались в составе 116-й авиабазы в п.Россь. Однако в июле 2010 года авиабаза была расформирована (как бы переведена в Лиду). Но для аэродрома в Росси и для самолётов СУ-24М всё было кончено. Аэродром законсервировали, а точнее забросили, оборудование и сооружения разобрали. Самолёты же сняли с вооружения и отправили сюда. Обратно в войска нашей страны они вряд ли вернутся, поэтому их скорее всего продадут какой-нибудь туземной армии.

Немного видео по перевозке самолётов можно найти на Youtube:

Один из СУ-24 (с бортовым номером 74) попал в Гродно на выставку военной техники возле Кургана Славы:

Позже, после установки самолёта на постамент, бортовой номер закрасили.

С этого места я покидаю гостеприимный аэродром и двигаюсь в сторону деревни Большая Волохва. Дорога идёт по полю как раз в направлении ближнего привода. По пути моё внимание привлекает некое сооружение из мешков:

При ближайшем рассмотрении это оказывается что-то вроде огневой точки:

Вероятнее всего эта поделка была сооружена в ходе подготовительных мероприятий к учениям. Я видел нечто похожее в Берёзе. Тогда (наверное показухи ради) по периметру аэродрома были вырыты индивидуальные окопы.

По пути к деревне прохожу в некотором отдалении от приводного маяка:

БПРМ
БПРМ
БПРМ
БПРМ

Ближе подходить не хотелось, к тому же на приводе держат непривязанных собак, которые уже издалека принялись меня облаивать. Поэтому я прямиком пошёл в сторону деревни.

Какой же репортаж может обойтись без няшных коровок?

В деревне по соседству с новыми богатыми домами можно увидеть нежилые или полужилые дома.

нежилой дом
нежилой дом
несмотря на ветхость - этот дом жилой
несмотря на ветхость - этот дом жилой

Этот дом вроде как жилой или пытается быть таковым:

А возле этого с одной стороны целый склад деревянных шпал, с другой стороны - гора железобетонных шпал.

Пройдя деревню выхожу на автомобильную трассу и направляюсь в сторону Барановичей. Городские новостройки на горизонте манят к себе:

на горизонте - Барановичи
на горизонте - Барановичи
Барановичи
Барановичи

Однако в город заходить нет желания, и я сворачиваю возле очистных сооружений в сторону железной дороги. Порядком поплутав по окраине города (в GPS-навигатор был загружен старый спутниковый снимок города 2005 года, а за прошедшие девять лет эта окраина порядком изменилась) я вышел к автодрому:

Рядом с автодромом идёт ж/д ветка Барановичи-Боровцы, к которой я так стремился.

Мне надо в сторону ст.Боровцы (там где две ж/д ветки пересекаются между собой).

Справа находится ЭРУП ОПМС-115. С насыпи открывается хороший вид, поэтому грех было не снять панораму:

Насыпь железнодорожного полотна высокая и крутая:

Наконец я возле моста:

ж/д мост
ж/д мост
ж/д мост
ж/д мост
ж/д мост
ж/д мост
ж/д мост
ж/д мост

Отсюда открывается хороший вид:

вид с ж/д моста в сторону ст.Горовец
вид с ж/д моста в сторону ст.Горовец
вид с ж/д моста в сторону Барановичей
вид с ж/д моста в сторону Барановичей

За мостом по левую сторону расположен барановичский цех РУПП "Минсквтормет". У них есть свой локомотив, который на следующем фото выглядывает из цеха как мышка из норки. К сожалению локомотив никуда не ездил.

Входные светофоры на ст.Боровцы. НБ - входной со стороны Барановичей (если ехать по мосту), НТ - входной, если ехать со стороны ветки на Брест.

Дальше я не иду - уже близко переезд и будка с дежурным, которому на глаза не хочется показываться. Разворачиваюсь и иду вдоль подъездного пути на недостроенный мясокомбинат:

Хоть здания и недостроены, некоторые из них используются. И как обычно при этом полно собак.

Останавливаюсь на отдых в маленьком лесном массиве. Параллельно с перекусом слушаю эфир на предмет маневровой работы на ст.Боровцы.

Перекусив на скорую руку (уже начинало темнеть, поэтому спешил обойти всё самое интересное и сфотографировать) иду к началу ответвления от основной ж/д магистрали на Боровцы:

Отсюда начинается территория ст.Барановичи-Центральные. Светофор ЧБ - входной со станции Боровцы. Тут же расположено служебное здание ПЧ-4.

Здание ПЧ-4
Здание ПЧ-4
Здание ПЧ-4
Здание ПЧ-4

Далее иду в сторону моста.

За мостом находится ныне разобранное примыкание пути от ст.Боровцы к брестскому направлению:

Примыкание пути от ст.Боровцы к брестскому направлению
Примыкание пути от ст.Боровцы к брестскому направлению
Примыкание пути от ст.Боровцы к брестскому направлению
Примыкание пути от ст.Боровцы к брестскому направлению

Светофоры (недействующие) ещё стоят, а стрелку демонтировали уже давно.

Рядом с бывшей стрелкой находится огороженное здание. Если верить надписям на плакатах на стенах - это некий учебно-тренировочный полигон.

Перехожу мост через р.Мышанку:

Мост через р.Мышанка
Мост через р.Мышанка
Мост через р.Мышанка
Мост через р.Мышанка

Дальше - рутина. Иду себе вдоль путей, интересного мало. Темнеет потихоньку.

Переезд возле д.Гинцевичи.

К станции Грицевец дохожу уже в сумерках. Входные светофоры:

Дальше фотографировать невозможно из-за темноты. Время до электрички на Минск ещё было много, поэтому на станции не задерживался и пошёл вдоль путей до ст.Лесная. По расстоянию это порядка 9 километров. Единственный ориентир для оценки "сколько осталось до станции" - это проходные светофоры. Так и шёл от светофора до светофора.

Станция Лесная порадовала тем, что в выходной день, вечером там работал магазин. Вот уж не думал... Пришёл за 5 минут до закрытия, однако улыбчивая и приветливая продавщица без каких-либо ноток раздражения (суббота, вечер, домой надо идти) разогрела в микроволновке пакет чебуреков для голодного путника. Лично от меня ей огромная благодарность!

Как раз успел почти к самой электричке на Минск.

Итого прошёл пешком порядка 43 километра. Трек, записанный на GPS-навигаторе и наложенный на спутниковый снимок с GoogleMaps: